Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Педагогика и методика начального обучения

Тип: Дипломная работа

Объем: 72 стр.

Год: 2010

Предварительный просмотр

Народная педагогика как средство развития у младшего школьника толерантности


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1 Психолого – педагогические основы формирования и развития у младших школьников толерантности средствами народной педагогики 9
1.1 Этнокультурное образование школьников – основа формирования поликультурной личности 9
1.2 Понятие «народная педагогика». Содержание, методы, приемы и средства народной педагогики 16
1.3 Развитие идеи толерантности в теории и практике педагогики. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе 25
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников средствами народной педагогики 33
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания культуры толерантности. Организация процесса формирования толерантности младших школьников 33
2.2. Роль народной педагогики в развитии и формировании толерантности у младших школьников 40
2.3 Анализ результатов исследования по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников и результаты экспериментального исследования по изучению влияния воспитательной работы на процесс формирования толерантности у младших школьников 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Образовательная политика сегодня призвана развиваться в контексте поликультурности. Мир становится более разнообразным за счет выхода на арену все новых участников в виде национально-государственных образований, этнических, конфессиональных общностей, имеющих собственную культуру, идентичность многочисленных социокультурных групп - классовых, профессиональных, лиц с альтернативным физическим и умственным развитием. В этих условиях педагогическая наука призвана опережением реагировать на изменение ценностей и целей образования, нацеленного на знакомство учащихся с многообразием обычаев, традиций, норм поведения, формирование у них способности к принятию разных культур и бережного к ним отношения, толерантности, навыков общения и сотрудничества с людьми разных поколений, языков и менталитетов [66].
Социально-экономические и политические изменения, происходящие в нашей стране, усугубляются кризисом в нравственной и духовной сфере жизни человека. Сегодня как никогда важна роль духовно-нравственных ценностей в развитии общества, так как будущее нашей страны в первую очередь зависит не от новых промышленных технологий, а от духовно-нравственного потенциала подрастающего поколения, от ее доброты, честности, справедливости, трудолюбия, от ее любви к своей Родине.

1 Психолого – педагогические основы формирования и развития у младших школьников толерантности средствами народной педагогики
1.1 Этнокультурное образование школьников – основа формирования поликультурной личности
Одним из ведущих механизмов преодоления негативных процессов в социальной жизни, формировании культуры межэтнических отношений в обществе является система образования. Именно в период школьного обучения закладываются основы мировоззрения и миропонимания личности, происходит этнокультурное развитие ребенка. Существуют особые способы этнокультурной трансляции этнических знаний от поколения к поколению. Поэтому целью школы является не только обеспечение общего образования, но и приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, воспитание у них культуры межэтнических отношений. Проблема удовлетворения этнокультурных запросов в образовании отражается в таких важнейших правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и Международный пакет об экономических, социальных и культурных правах.

1.2 Понятие «народная педагогика». Содержание, методы, приемы и средства народной педагогики
Исторически сложилось так, что проблемы этнокультурного (национального) воспитания и обучения детей поднимаются в нашей стране тогда, когда происходит реформирование системы государственной власти и настает время соответствующих изменений в сфере образования. Так повелось с древних времен и сохранилось вплоть до наших дней. Однако сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаем ощущать ценность того, что живем на нашей земле, говорим на родном языке и впитали в себя культуру родной земли.
В настоящее время недостаточно ведется работа по ознакомлению школьников с традициями национальной культуры, нет системы в проведении специальных занятий по ознакомлению школьников с народной педагогикой. Между тем в содержании народной педагогике выражен богатейший опыт народов в воспитании подрастающего поколения. Использование прогрессивных традиций народного опыта обучения и воспитания становится актуальной в связи с:

1.3 Развитие идеи толерантности в теории и практике педагогики. Анализ понятия «толерантность» и проблемы её формирования на современном этапе
Воспитание как педагогический процесс, в его широком понимании не может быть ограничено овладением учащимися системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также и формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития. Так, если обучение направляется в основном на приобретение знаний и умений применять их на практике, то воспитание направлено на приобретение личностью духовных, нравственных, эстетических и других качеств.
Современное состояние казахстанского общества таково, что в условиях экономического и политического реформирования оказались отодвинутыми на задний план такие важнейшие проблемы, как воспитание молодежи, развитие ее творческих способностей и духовно-нравственное совершенствование.

2 Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности у младших школьников средствами народной педагогики
2.1 Психолого-педагогические условия воспитания культуры толерантности. Организация процесса формирования толерантности младших школьников
Сегодня вся педагогическая общественность включилась в поиск новой образовательной и воспитательной парадигмы казахстанского общества.
Начальная школа является одним из первых и основных звеньев становления человека – гражданина. А младший школьный возраст – это такой благоприятный период в развитии личности, когда воспитанники поистине выступают как "чистая доска" и "глина" в руках умелого и опытного скульптора.
Несомненно, сегодня казахстанская начальная школа предопределяет будущее страны. Учитель начальных классов Г.А. Киселева из г. Актобе пишет: «Именно мы, учителя начальных классов, с первых ступеней обучения ребенка должны заниматься формированием ментальных качеств гражданина Казахстана, которые приобретают конкретное содержание (как-то: смысл жизни; назначение человека; сущность добра и зла; чувство любви к Родине; гордость за ее колоритную и многообразную историю и культуру, традиции и обычаи; цивилизованные человеческие отношения; толерантность и высокая культура взаимоотношений). Ребенку необходимо прививать качества, которые позволили бы ему жить комфортно и трудиться в свободном, демократическом гражданском обществе» [30].

2.2. Роль народной педагогики в развитии и формировании толерантности у младших школьников
В первом пункте 27 статьи Конвенции о правах ребенка отмечено «Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития»» [16]. Поэтому учебно-воспитательный процесс современных школ обязательно должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур. Принцип сочетания и последовательного изучения культур (от освоения культуры родного народа к приобщению культуре коренного этноса, а затем - к ознакомлению с мировой культурой) должен стать определяющим в организации педагогического процесса.
Важнейшим условием достижения данных целей является целенаправленная ориентация процесса воспитания в национальных школах на воспитание поликультурного индивида - многомерной, духовно развитой личности, ценящий и знающей национальную и мировую культуру, с развитым гражданским сознанием. Формируя и воспитывая личность в стенах школы, педагоги должны стремиться к тому, чтобы в образовательное воспитательное пространство были включены методы, приемы, средства, содержание народной педагогики.

2.3 Анализ результатов исследования по выявлению уровня сформированности толерантности у младших школьников и результаты экспериментального исследования по изучению влияния воспитательной работы на процесс формирования толерантности у младших школьников
С целью изучения влияния специально организованной учебно-воспитательной работы на уровень сформированности культуры толерантности школьников в начальной школе нами был проведен эксперимент на базе 3-х классов Долбушинской СШ Мендыгаринского района.
Эксперимент был проведён в сентябре-марте 2009-2010 уч. года. В эксперименте участвовали учащиеся 2-х классов: 3-Б (экспериментальный класс) и 3-А ( контрольный класс).
При исследовании толерантности следует иметь в виду, что эта черта личности, во-первых, шкалированная – имеет низкий, средний и высокий уровни выраженности, а во-вторых, системная, то есть связанная со всей структурой личности и коррелирующая с другими личностными характеристиками. Например, проявляясь внешне как толерантное, поведение индивидуума по сути может быть связано с конформностью, социальной трусостью, безынициативностью, безразличием или даже пренебрежением к партнеру по взаимодействию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном технократическом обществе существует опасность гуманистического кризиса, предпосылками которого являются:
1. Рост национального самосознания этносов. В обществе появилась тенденция к межэтническому обособлению, часто переходящему в национальную непримиримость.
2. Большую часть свободного времени современные школьники уделяют компьютерным играм, что значительно снижает общение детей, опыт коммуникативного взаимодействия. Сложившаяся ситуация отнюдь не способствует формированию коммуникативной компетентности, что негативно сказывается на социализации личности школьника.
3. В современной семье значительно ослабла связь поколений, и молодые родители не всегда используют возможности этнопедагогики в развитии национальной самоидентификации своих детей.