Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Юриспруденция

Тип: Дипломная работа

Объем: 59 стр.

Год: 2009

Предварительный просмотр

Особенности исторических учений о праве


Содержание
Введение 5
1. Исторические учения о праве 5
1.1 Правовые учения в Древней Индии 5
1.2 Учения о праве в Древней Греции 20
2. Понятие государства и права и их классовая сущность 38
2.1 Государство, его понятие и признаки 38
2.2 Классовый подход в определении сущности права и государства 44
3. Закономерность смены исторических типов государств 48
3.1 Классификация государств 48
3.2 Цивилизационный подход к типологии государств 49
3.3 Типология государств с позиций формационного подхода 52
Заключение 57
Список использованной литературы 59

Введение
На всех этапах развития человечества вопрос о возникновении права, о его функциях, о том, каким должно быть государство, а также как и кем должна осуществляться государственная власть оставался не просто актуальным, а концептуально значимым для всех социально-гуманитарных дисциплин. Учитывая особенность того исторического периода, который переживают Республика Казахстан и все страны СНГ, этот вопрос приобретает еще и судьбоносное политическое звучание.
Научное изучение теоретико-методологических проблем права длительное время осуществлялось под знаком марксистско-ленинской философии, что сужало угол зрения ученых и обедняло понимание многозначных явлений общественной и политической жизни. Обстановка изменилась в связи с официальным признанием необходимости формирования в нашей стране правового государства. Это вызвало оживление исследование теоретических проблем в трактовке государства и права.

1. Исторические учения о праве
1.1 Правовые учения в Древней Индии
Первые государства на территории Индии возникли во II-м тысячелетии до н.э. в долине Ганга и в областях, примыкающих к ней с юга и юго-запада. Первое время большую роль продолжали играть народные собрания, оказывавшие влияние при назначении царя. Постепенно из собрания соплеменников они становились собранием знати, приближенных царя.
Органы племенной администрации постепенно превращаются в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Все большее значение приобретает царский жрец, который являлся также астрологом, советником царя.
Племенная дружина постепенно перерастала в постоянное войско во главе с начальником. Так, на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования, обычно небольшие по территории, принимавшие форму монархий или республик.

1.2 Учения о праве в Древней Греции
Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета достигла в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Древнем Риме.
Древняя греческая философия – общепринятый духовный исток современной философии, всей европейской культуры.
Древняя Греция – это колыбель европейской цивилизации. Здесь стала зарождаться государственность западного образца. Именно здесь философов стало интересовать развитие государства и права. На сегодняшний день, несмотря на то, что с тех времен, когда творили великие умы древности минуло более двух тысяч лет, не теряют актуальности многие высказывания древнегреческих философов. Рассуждения Платона и Аристотеля о формах государственного устройства позволяют нам взглянуть на современный мир более осмысленно, проанализировать настоящее, и даже, в некоторой степени предсказать будущее развитие политико-правовых отношений.

2. Понятие государства и права и их классовая сущность
2.1 Государство, его понятие и признаки
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества, выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организацией всего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономически могущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболее ярко проявляются противоречивая природа и социальная роль государства.

2.2 Классовый подход в определении сущности права и государства
Сущность государства — смысл, главное, глубинное в нем, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами, вопрос о сущности государства — это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной.
Так, сторонники теории элит, получившей распространение в XX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.
К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать, управлять могут и должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они способны определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

3. Закономерность смены исторических типов государств
3.1 Классификация государств
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, то есть исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

3.2 Цивилизационный подход к типологии государств
Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает двадцать шесть цивилизаций — египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и так далее.
Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

3.3 Типология государств с позиций формационного подхода
Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.
Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что возникновение государства является результатом длительной эволюции социальных отношений и развития сферы политического представлений о праве в сознании людей.
Появление государства было объективной закономерностью эволюции исторических представлений о праве, следствием предшествующего развития первобытнообщинного строя: отделения человека от животного мира, общественного разделения труда, роста его производительности, возникновения семьи, частной собственности на орудия и средства производства, эксплуатации соплеменников и рабов, имущественного расслоения членов племени, рода и так далее.