Философия средних веков
Содержание
Введение 3
1 Философия средних веков 4
1.1 Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке 4
1.2 Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития 5
1.3 Средневековая арабоязычная философия 8
Заключение 12
Список литературы 14
Введение
Для лучшей ориентации в историческом пространстве ученые разделили эпохи на несколько этапов. Средними веками назвали период, идущий после античности и продолжавшийся до Нового времени. А точнее с I по XV век новой эры.
Средние века - это период полного господства феодализма, крепостничества и христианства в Европе. Именно две особенности - феодализм и христианство - обусловили собой содержание и состояние философии Средневековья. Данная философия - богословие. Средневековая философия - слишком содержательный и продолжительный этап в истории. Движение философской мысли пронизано проблемами религии.
Отдельно философия даже не рассматривалась. Ей были присущи учительство и назидательность. Это способствовало общей установке на ценность обучения с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма трактата - диалог мудрого учителя и примерного поддакивающего ученика. Философия Средних веков была оптимистична.
Ее корни уходят в единобожие. Мышление теоцентрично: Бог - истина, определяющая все сущее. Сильное влияние на западную средневековую философию оказала именно христианская религия. О ней и пойдет речь. В основе монотеизма лежат два принципа, чуждых языческому миру: идея творения и идея откровения.
1 Философия средних веков
1.1 Общие признаки развития философии в средние века на Западе и Востоке
Средневековая философия Запада и Востока – это прежде всего философия доиндустриального, или феодального, общества, для которого характерно господство теологии и религии. При феодальном строе наряду с феодальной собственностью существовало частное хозяйство ремесленников и крестьян, основанное на их личном труде. И хотя феодал мог продать и купить работника, он не имел права его убить. Такое развитие производственных отношений требовало их социально-психологического и идеологического подкрепления. Интеграционной основой феодальной культуры, которая обеспечивала ее идеологически, была религия.
Религия являлась господствующей идеологией феодального общества в средние века как на Западе, так и на Востоке. Церковь в этот период была крупнейшим феодалом. К тому же и политически она была наиболее централизованной организацией. Духовенство фактически было единственным образованным классом. Юриспруденция, естествознание, философия – все их содержание было приведено в соответствие с учением церкви.
1.2 Философская мысль в средневековой Европе. Особенности развития
Развитие философской мысли Запада и Востока до XVI в. шло своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе и в Восточной Азии. Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. В Китае наука была тоже более передовой, чем в Европе, хотя влияние религий было весьма сильным. Ряд арабских философов создавали свои труды в русле научно-философской традиции, рожденной учением античного гения Демокрита об атомах, эмпедокловыми элементами, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественно-научным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.
В европейской философии материализм в средние века не имел такого распространения и влияния на культуру, как на Востоке. Он пробивался в форме такой тенденции, как номиналистическая (от лат. nomen – имя, название) философия, которая появилась наряду с так называемым реализмом в схоластике и исходила из того, что сначала существуют отдельные вещи – предметы и явления, а затем их отражения в общих понятиях, трактуемых как имена, названия вещей.
1.3 Средневековая арабоязычная философия
Арабская философия в средние века развивается не только в лоне мифологии и религии, но и в лоне науки. Известны успехи арабских ученых в математике, астрономии, географии, медицине, истории, алхимии. Арабские философы, бывшие обычно врачами, астрономами, путешественниками, тяготели к естествознанию и опыту больше, чем к абстрактным рассуждениям.
Крупными представителями философской мысли Востока являются видный среднеазиатский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников аристотелизма на Ближнем и Среднем Востоке Аль-Фараби; великий ирано-таджикский философ и врач Ибн Сина (Авиценна); выдающийся ирано-таджикский математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям; арабо-испанский врач и философ Ибн-Рошд (Аверроэс) и другие.
Аль-Фараби (870–950) принадлежит около 100 работ по философии и истории естественных наук. Он исходил из того, что средствами познания являются науки, которые подразделял на теоретические (логика, философия и естественные науки) и практические (этика и политика). Первенство в системе наук он отдает логике, которая позволяет человеку отличить истинное знание от ложного.
Заключение
Феодальное общество породило новую культуру, отличную от культуры античного рабовладельческого общества. Главной ее носительницей была церковь, охранительница и защитница класса феодалов. Средневековая культура заимствовала от погибшего древнего мира лишь христианство да несколько полуразрушенных городов. Вся культура раннего средневековья получила религиозную окраску. Античную философию сменило богословие, пришли в упадок математические и естественнонаучные дисциплины, литература свелась к житиям святых, история - к монастырским Хроникам. Обучение было полностью монополизировано церковью. Она отвергала светское знание, фальсифицировала античных авторов, ревниво оберегала античные книги в недрах монастырских библиотек. По мнению Тертуллиана (писателя-церковника), «сами понятия «философ» и «христианин» - диаметрально противоположны». Но взамен античной философии возникает христианская теология, под знаком которой развивается средневековая культура.
В целом раннее средневековье было временем глубокого упадка европейской цивилизации по сравнению с античной эпохой.
Список литературы
1. Блинников Л.В. Великие философы. Слов.-справочник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 1997 – 429 с.
2. Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья: Материалы для учителя МХК. - М.: Международный союз книголюбов, 2001.
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. [Пер. с англ. В. И. Кузнецова]. – М.: Владос, 2000 – 799 с.