Концепция культуры в системе познания. Функции культуры в ее новой парадигме
Содержание
Введение 3
1 Концепция культуры в системе познания 5
2 Функции культуры в ее новой парадигме 12
Заключение 16
Список литературы 18
Введение
Вначале XX века все более активизируется процесс формирования новой научной картины мира, в чем ведущую роль играют разработки, осуществляемые в русле идей космического мышления. В связи с этим повышается степень актуальности дальнейшего исследования научного и философского наследия двух выдающихся русских ученых и мыслителей – Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, которые внесли в формирование космического мышления огромный вклад.
1 Концепция культуры в системе познания
Сам подход к культуре здесь освещается именно в практическом ключе, что можно назвать одной из главных характеристик той парадигмы культуры, которая заключена в Живой Этике. Культура в рамках энергетического мировоззрения, многосторонне раскрытого на страницах Живой Этики, выступает не отвлеченным явлением, которое человек может включать в поле своего внимания или может вовсе не учитывать, а именно явлением живым, ежедневно необходимым для его развития.
В целом мы приходим к такой смысловой связке понятий: дух – сердце – сознание – мысль – психическая энергия – творчество – культура. Совсем не случайно данную цепь мы замыкаем именно культурой, которая синтетически вместила в себя все эти явления, а значит, можно утверждать, что она занимает ключевое место в эволюции человека, причем в ее космическом понимании. Учитывая это, отметим, что культура не может не быть связанной с целым рядом космических законов. Ее осмысление через определенные законы Космоса, которые раскрыты в Живой Этике, – также можно отнести к особенностям новой парадигмы, которые отличают ее от ранее выдвинутых концепций. Среди таких законов можно назвать следующие.
2 Функции культуры в ее новой парадигме
Поскольку природа человека рассматривается наукой о культуре преимущественно с позиций социологического мироощущения, все известные функции культуры – человекотворческая (гуманистическая), познавательная, адаптивная, интегративная, регулятивная, коммуникативная, аксиологическая, информационная и др. – имеют в основном социальную окраску (в сущности, и самой культурологией многие из этих функций характеризуются как социальные). Если же мы рассматриваем эволюцию человека в рамках целостной космической структуры, то данные функции не могут, на наш взгляд, дать соответствующую характеристику культуре. В таком случае логично будет вывести ряд новых функций культуры, которые отвечали бы ее новой парадигме как самоорганизующейся системы духа. (Конечно, этим не отвергаются прежние функции, которые на своем уровне отображают определенные выявления или следствия развития культуры в поле духа человека.) Такими функциями могут быть следующие.
Заключение
Ввиду всего вышеизложенного мы приходим к следующим выводам.
1. Среди распространенных концептуальных взглядов на культуру, идей по осмыслению ее природы, которые широко изучаются культурологией, нет такой концепции, в которой культура рассматривалась бы с точки зрения ее задействованности в общекосмическом эволюционном процессе, и при этом раскрывались бы особенности и сами механизмы этого процесса. В то же время такой подход существует в поле космического мышления. Идея включенности культуры в общие эволюционные процессы, протекающие в целостной структурированной системе Мироздания, развита в трудах Е.И. Рерих, Н.К. Рериха и Л.В. Шапошниковой, в которых мы находим новое, фундаментальное представление о культуре, новые подходы к ее изучению, пониманию ее эволюционной роли и закономерностей ее формирования. Это существенное отличие от иных концепций дает все основания поставить вопрос о качественно новой парадигме культуры, идеи которой постепенно развиваются в наши дни. Эту парадигму можно по праву назвать парадигмой самоорганизующейся системы духа. В трудах вышеназванных ученых содержатся методологические основы для ее дальнейшего развития.
Список литературы
1. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.: МЦР, 1997. С. 90.
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М„ 1989.
3. Взаимодействие культур Востока и Запада / Отв. ред. Е.П. Челышев. М., 1987.
4. Ильина Т.В. История искусств. Русское и советское искусство. М„ 1989.
5. Нобелевские лауреаты о будущем человечества // Курьер ЮНЕСКО. 1988, июнь.
6. Волшебный мир математики // Курьер ЮНЕСКО. 1990, январь
7. Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. М., 1993.
8. Сарагоса Ф.М. Завтра всегда поздно. М., 1989.
9. Степанянц М.Т. Восток—Запад: диалог философов // Вопросы философии. 1989. № Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.