Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Основы экономики и права

Тип: Дипломная работа

Объем: 63 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Этнос и религия в Казахстане история и судьбы


Содержание
Введение 3
1 История национальной политики Казахстана 6
1.1 Решение национального вопроса в период российско-советского правления 6
1.2 Современная этническая ситуация в стране 15
1.3 Этнонациональная политика и управление межэтническими отношениями 23
2 История религиозной политики Казахстана 30
2.1 Советская власть и религиозная духовность 30
2.2 Государственно-конфессиональные отношения РК 38
2.3 Противодействие религиозно-политическому экстремизму 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
Список использованной литературы 61

Введение
Актуальность исследуемой темы.Проблемы этнической и религиозной сфер общества принадлежат к числу актуальных теоретических и практических проблем нашего времени. Этнический и религиозный факторы, своеобразие населяющих Казахстан этносов, их образа жизни, языка, религии, этнических традиций, культуры оказывают существенное влияние на развитие нашего государства. Полиэтничность и многоконфессиональность казахстанского общества рассматриваются как важнейшая ценность, обогащающая спектр возможностей для устойчивого развития страны. В многообразии этносов, конфессий, цивилизации и культур – уникальный источник дальнейшего роста и стабильности нашей страны.
Межэтнические и межконфессиональные отношения – обширная область, включающая много аспектов и проблем: исторические, философско-мировоззренческие, культурологические, правовые, социально-политические. Изучение этих проблем имеет не только теоретико-познавательные значение, но и обусловлено практическими требованиями совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия, пропаганды и широкого распространения в нашем обществе идей, несущих консолидирующее значение.
Цель и задачи. Цель дипломной работы- проанализировать значение этнического и религиозного фактора в современном развитии Казахстана, показать неоднозначность и противоречивость процессов в сфере этнобытия и религиозного сознания людей.

1 История национальной политики Казахстана
1.1 Решение национального вопроса в период российско-советского правления
Под национальным вопросом, как известно, понимается совокупность политических, экономических, правовых, идеологических и других проблем, проявляющихся в процессе внутри- и межгосударственного общения между нациями, национальными (этническими) группами. Национальный вопрос формируется и проявляет себя, как правило, в многонациональном или полиэтническом государстве. Существование в обществе различных наций, этнических общностей служит необходимым условием и предпосылкой возникновения национального вопроса.
Национальный вопрос - явление сложное и многоаспектное. Он имеет конкретно-историческое содержание в каждую эпоху, конкретное своеобразие в каждой многонациональной стране.
Исторически своеобразный характер решения национального вопроса российско-советской империей отчетливо проявился и в Казахстане. Как известно, процесс превращения Казахстана в полиэтническое сообщество шел на протяжении длительного исторического периода. По исследованиям многих авторов, в истории Казахстана можно выделить поворотные этапы, имевшие важнейшее значение для страны и титульного этноса, формирования мультикультурного и полиэтнического общества.

1.2 Современная этническая ситуация в стране
Пройденный Казахстаном за 17 лет независимости путь-уникальное явление межэтнического и межкультурного взаимодействия его народа, охватывающее все сферы жизнедеятельности человека и общества - язык, образ жизни, традиции, идентичность, менталитет.
Современная этническая ситуация в стране характеризуется динамичными процессами роста этнического самосознания, возрождения этнической самобытности, культуры, традиций. Во внутренней политике республики особое место занимают вопросы укрепления толерантности между этносами и конфессиями. Межэтническое и межконфессиональное согласие органично пронизывают ткань казахстанского общества. Казахстан смог достойно ответить на один из самых серьезных вызовов современности - сохранить согласие и стабильность в обществе, не допустить конфликтов на почве идей, разделяющих этносы, проживающие в стране.

1.3 Этнонациональная политика и управление межэтническими отношениями
Благоприятный этнический климат в Казахстане во многом является следствием проводимой государственной политики, которая всегда была приоритетной для нашего государства.
Так же, как различаются понятия «этнос» и «нация», принято разграничивать понятия «этническая политика» и «национальная политика». Для развития этносов и становления нации государство осуществляет определенную политику по отношению к данным объектам. Трудность заключается лишь в том, чтобы разграничить эти два вида проводимой политики.
В современной политологической литературе под этнической политикой понимается политика внутри государства по отношению к этническим меньшинствам, этническим группам. Этнические группы на основе оценки и определения своих позиций к действующим в обществе законам проявляют свое отношение к государственности, обществу.

2 История религиозной политики Казахстана
2.1 Советская власть и религиозная духовность
Важный элемент традиционных духовных ценностей составляет религиозная духовность. Поэтому весьма драматическим оказался для казахов советский период истории, когда целенаправленно проводилась подмена традиционных ценностей ценностями коммунистической идеологии. Тоталитарной системой жестко сдерживались выражения и проявления национального в литературе, искусстве, науке, духовной культуре. Советской властью осуществлялась масштабная политика искоренения традиционной культуры и духовного наследия нерусских народов советской империи, глубокой переделки их сознания, навязывания сверху пропагандистских культурных моделей той системы. Это относится и к религиозной духовности. Н. А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории» подчеркивает: «Тоталитарный режим потому и оказался драматически эффективным в разрушении национального сознания, что ломал культурные традиции, поведенческие модели, отношения в семье» [21,с.231].

2.2 Государственно-конфессиональные отношения РК
Наша страна входит в число немногих государств мира, отличающихся огромным конфессиональным многообразием. По состоянию на 1 января 2006 г., в республике функционирует 3420 религиозных объединений, представляющих более 40 конфессий и деноминаций, и все они мирно сосуществуют на основе постоянного диалога, инициированного и поддерживаемого государством [44,с.33].
Общее историческое прошлое и этнокультурные традиции этносов Казахстана оказали решающее влияние на характер и особенности религиозных традиций. Их важной отличительной чертой является взаимное тяготение друг к другу. Добрые отношения сложились в стране между исламом и православием, другими религиями. Под влиянием данного фактора деятельность самых многочисленных конфессий приобретает неповторимые, уникальные черты. Это можно сказать, прежде всего, о казахстанском исламе, который основан на учении великого теолога суфизма Ходжи Ахмета Яссауи.
В целом, религиозная ситуация в стране стабильная, но тем не менее ее нельзя рассматривать однозначно. Она характеризуется рядом происходящих глубинных процессов. Поэтому ряд экспертов говорит о непрозрачности, неочевидности ситуации, чреватой самыми различными последствиями. Сформировавшееся ныне в Казахстане конфессиональное пространство отличается небывалым разнообразием и сложностью.

2.3 Противодействие религиозно-политическому экстремизму
Следует особо подчеркнуть опасность политизации религиозного фактора. Как показывает опыт ряда стран, религия становится самостоятельной политической силой, выходящей за рамки собственно религиозной жизни. При этом последствия политизации религиозного фактора, как правило, имеют неоднозначный характер. Здесь необходимо остановиться на актуальных проблемах политизации ислама, религиозного радикализма, фундаментализма и экстремизма. Но прежде нужно обратить внимание и на уточнение терминов.
Сплошь и рядом используемые СМИ словосочетания «исламский экстремизм», «исламский терроризм» фактически формируют в массовом сознании негативное и даже враждебное отношение к исламу.
Фундаментализм не является родовым признаком только ислама. В начале XX века данное понятие возникло как характеристика нескольких христианских групп в США. Этот же термин применим в отношении теологической и практической деятельности многочисленных религиозных групп не только исламской, но и христианской, буддийской, иудейской направленности, действующих по всему миру и проповедующих возврат к истинным догматам своей веры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Влияние межэтнических и межконфессиональных отношений на политическое развитие государств пронизывает всю современную историю. В этом плане опыт Казахстана в реализации этнорелигиозной политики уникален и неповторим. Казахстан сумел максимально использовать международный теоретический и практический опыт и инструментарий в отечественной национальной политике, значительно обогатив его в ходе практики.
Казахстанцы гордятся не только богатством недр своей республики, ее благодатной землей с удивительным разнообразием природно-ландшафтных зон, но и многообразием народа, сочетающего в себе яркое слияние многочисленных культур, традиций и обычаев.