Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Средневековая история Казахстана

Тип: Курсовая работа

Объем: 33 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Города и городская культура казахстана в VI-XII веках


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Города Южного Казахстана и Чу-Таласского междуречья 6
2. Города Илийской долины и Приджунгарья 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Вторая половина ХХ века отмечена возросшим интересом к изучению городской тематики. Соответственно с этим все большее значение приобретает проблема города, его структуры, внутреннего содержания, динамики развития. Важное место в общем русле исследований города занимает вопрос о городской жизни на Востоке.
Последнее десятилетие независимого Казахстана характеризуется ростом интереса города к своему прошлому и своим историческим и культурным истокам. Этому во многом содействовал Указ Президента о принятии программы «Возрождение исторических центров Шелкового пути, сохранение и преемственное развитие культурного наследия тюркоязычных государств, создание инфраструктуры туризма.
Древние города Казахстана… Скупые строчки старинных рукописей сохранили имена немногих из них. Название некоторых городов можно найти лишь в народных легендах, преданиях. Большинство же остаются безымянными, и лишь заросшие бурьяном и кустарниками руины напоминают о прежней жизни десятков поколений людей, которые трудились, созидали, строили дворцы и храмы.

1. Города Южного Казахстана и Чу-Таласского междуречья
Если двигаться по Великому Шелковому пути с юго-запала, из Индии, Ирана, Афганистана через Мерв, Бухару, Самарканд и Шаш, то на территории Казахстана караванный путь из Шаша (Ташкента) шел через селение Газгерд на перевал Турбат и приводил в Испиджаб.
Испиджаб (другое его название Сайрам) - крупнейший город Южного Казахстана, был столицей оседло-земледельческой области. Город известен в письменных источниках уже в начале VII в. В маршрутнике китайского паломника Сюань-Цяня он упомянут под названием «Город на Белой реке». В сообщении Махмуда Кашгарского, относящемуся к XI в., говорится: «Сайрам -название «Белого города» (Ал-Мединат - ал Байда)», который назывался Испиджаб».
Географ X в. Ибн Хаукаль писал: «Испиджаб - город, (равный) приблизительно трети Бинкета. Он состоит из медины, цитадели и рабада, цитадель разрушена, а медина и рабад населены, вокруг медины стена и вокруг рабада также стена окружностью около фарсаха. В рабаде его сады и воды. Постройки его из глины. Он (лежит) на равнине, между ним и ближайшими горами к нему около трех фарсахов. У медины четверо ворот, в том числе ворота Нуджакета, ворота Фархана, ворота Савакрасы и ворота Бухары. Рынки его и в медине и в рабаде, дом правления, тюрьма и соборная мечеть в медине. Это обильный людьми и обширный город, во всем Хорасане в Мавераннахре нет города, с которого бы не взимался харадж кроме Испиджаба».

2. Города Илийской долины и Приджунгарья
В долине Или располагались города Алматы, Тальхир, Или-огуз (Эквиус), Каялык (Кайлак), Илан-балык.
Официальная история Алматы начинается с 1854 г., когда на р. Малой Алматинке была заложена русская крепость и начал формироваться город, получивший вскоре название Верный. Однако еще в сочинении государственного деятеля первой половины XVI в., писателя и поэта Захириддина Мухаммеда Бабура, есть такие сведения: «Фергана - область в пятом климате, находится на границе возделанных земель; на востоке от нее -Кашгар, на западе - Самарканд, на юге горы Бадахшанской границы, на севере, хотя раньше были города, подобные Алмалыку, Алмату и Янги, название которого пишут в книге Таразкент, но они разрушены монголами, и там совсем не осталось населенных мест». Здесь назван средневековый город, расположенный на месте современной Алматы и носивший имя Алмату.
О селении Алмату сообщает современник Бабура Мухаммед Хайдар Дулати, автор сочинения «Тарих-и Рашиди», в связи с военными действиями моголов и битвой вблизи этого селения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении мы пришли к следующим выводам: главным источникам по изучению городов средневекового Казахстана в VI-XII веках послужили археологические источники исследования.
Также, города были центрами местной и международной торговли. Тараз назывался «городом купцов», а Сыгнак – «торговой гаванью Дешт-и Кыпчака».
В караван-сараях Испиджаба останавливались купцы из Багдада, Бухары и Самарканда.
Крупными торговыми центрами на границе со степью являлись Сауран и Янгикент.