Голландский натюрморт
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИЗ ИСТОРИИ ГОЛЛАНДСКОГО НАТЮРМОРТА 5
1.1 Объекты изображаемые в натюрморте 6
1.2 Натюрморт, как жанр живописи 8
2 ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ И СРЕДСТВА ВЫБРАННОГО ЖАНРА 10
2.1 Особенности выбранного жанра 10
2.2 Модель выполнения натюрморта 12
2.3 Целостность образного восприятия в композиции 14
2.4 Композиционные особенности натюрморта 16
2.5 Цвет в живописи 28
3 НАТЮРМОРТ В ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА 22
4 ХОД МОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
ВВЕДЕНИЕ
Какая это странная живопись - натюрморт:
она заставляет любоваться копией тех вещей,
оригиналами которых не любуешься.
Паскаль
Так размышлял великий Паскаль, образно выражая почтительное недоумение человечества перед тайной искусства, - эта мертвая природа окружает нас повсюду. Неподвижная натура живет своей тихой жизнью, до того как к ней обращается человек. Люди издревле создают вещи, привычно не замечают их, пользуясь ими ежедневно. И только проницательному взгляду художника открывается их скрытая сущность, только с ним они вступают в немой диалог, красноречиво рассказывая о привычках вкусах и укладе жизни, достигнув необычайного совершенства в передаче многообразия предметов материального мира. Натюрморт утвердил эстетическую ценность привычных обыденных вещей. Своей живописью натюрмористы Голландии убедили мир в том, что простые вещи несут некий смысл и великую красоту. Чувство скрытой жизни, динамика этой жизни и составляют сущность живописи предметов ее философии.
Задачи дипломной работы обусловлены поставленной целью и формулируются следующим образом:
1. Охарактеризовать историю развития голландского натюрморта.
2. Определить особенности, пути и средства выбранного жанра.
3. Охарактеризовать натюрморт в Голландии XVII века
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что, голландский натюрморт тесно связан с многовековой историей мировой художественной культуры. В голландском натюрморте, как и в других жанрах изобразительного искусства, установились свои традиции, выработались свои каноны.
1 ИЗ ИСТОРИИ ГОЛЛАНДСКОГО НАТЮРМОРТА
В результате буржуазной революции конца ХVI века на севере Нидерландов образовалась независимая буржуазная республика Соединенных провинций (будущая Голландия). Южные же области - Фландрия, Брабант и другие (будущая Бельгия) продолжали оставаться частью феодально-католической монархии испанских Габсбургов. Эти специфические особенности развития Нидерландов второй половины ХVI, предвещавшие наступление новой эры, нашли свое выражение в изобразительном искусстве.
1.1 Объекты, изображаемые в натюрморте
Натюрморт - это прежде всего предметы, которые организованы тематически, связаны смысловым содержанием и несут в себе определенную идею.
Их можно разделить на две больших группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь и т.д.) и вещи, сделанные руками человека.
1.2 Натюрморт как жанр живописи
Наряду с бытовым жанром натюрморт долгое время считался второстепенным видом живописи, в котором невозможно выразить высокие общественные идеи, гражданские добродетели. Действительно, многое из того, что свойственно произведениям исторического, батального и других жанров, натюрморту недоступно. Однако великие мастера доказали, что вещи могут характеризовать и социальное положение, и образ жизни их владельца, порождая таким образам, различные ассоциации и социальные аналогии.
2 ОСОБЕННОСТИ, ПУТИ И СРЕДСТВА ВЫБРАННОГО ЖАНРА
2.1 Особенности выбранного жанра
Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту. Вместе с тем, это всегда человеческий мир, выражающий строй мысль и чувств, отношение к жизни людей определенного общества.
В чем же состоит отличие этого жанра от других? Что может дать живописцу изображение неодушевленных вещей?
В отличие от портретной живописи, имеющей дело только с человеком, или пейзажем, воссоздающего природу и архитектуру, натюрморт может состоять из различных вещей домашнего и личного обихода человека, элементов растительного мира, произведений изобразительного искусства и многого другого.
2.2 Модель выполнения натюрморта
Рассматривая жанр натюрморта, можно заметить, что он отличается своеобразными принципами. Натюрморт становится произведением искусства, если художник видит его сюжет, особенности композиции формы, цветовую гамму, как единое пластическое целое явление.
2.3 Целостность образного восприятия в композиции
Существует суждение, будто композиция - некая обособленная область свободного творчества, существующая сама по себе, но работа над ней неотделима от восприятия натуры и начинается с развития способностей видеть натуру цельно, художественно, то есть композиционно. Представление о будущем произведение во многом зависит от того, что подмечено в натуре, заинтересовало и увлекло в ней. Чтобы подчеркнуть существенное, необходим отбор впечатлений. Не изображать все, что попадает в поле зрения, не относится к природе пассивно, механически срисовывая видимое.
2.4 Композиционные особенности натюрморта
Особенности образов натюрморта, передающие через неодушевленные предметы черты и характеры людей, времени является основной композиционной деятельности художника в этом жанре.
Натюрморт как таковой объективно не существует, он придумывается, составляется, компонуется, специально, для того чтобы быть изображенным. При этом неважно, что он может иметь вполне жизнеподобный реальный вид.
2.5 Цвет в живописи
Цвет - душа живописи, без цвета живопись не существует. Не воспринимаемая колоритом, мы еще не знаем, в сущности, данного произведения. Вот почему всякая однотонная репродукция с картины отнимает у нее основное, что у нее есть с точки зрения средств выразительности. Цвет - это жизнь живописи.
3 НАТЮРМОРТ В ГОЛЛАНДИИ XVII ВЕКА
Можно сказать, что время действовало, подобно объективу фотоаппарата: с изменением фокусного расстояния менялся масштаб изображения, пока в кадре не остались только предметы, а интерьер и фигуры были вытеснены за границы картины. «Кадры» с натюрмортом можно найти на многих картинах нидерландских художников XVI в. Легко представить в виде самостоятельной картины накрытый стол из «Семейного портрета» Мартина ван Хемскерка (см. приложение) (ок. 1530. Государственные музеи, Кассель) или вазу с цветами из композиции Яна Брейгеля Старшего. Сам Ян Брейгель примерно так и поступил, написав в самом начале XVII в. первые самостоятельные цветочные натюрморты. Они появились около 1600 года — это время и принято считать датой рождения жанра.
4 ХОД МОЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РАБОТЫ
Моя работа начинается с выполнения эскизов. Я остановилась на самом лучшем на мой взгляд варианте. После выбора работы приобрела ДВП размером 80*90 см., и подобрала под него рамку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических и практических знаний.
Сама по себе, это работа довольно необычная и интересная по ее исполнению. С помощью моей работы я узнала не только о виде этой технике, но и масляной живописи в целом. Существует очень много видов натюрморта, но мне ближе именно голландский стиль. В нем я постаралась показать всю красоту голландского натюрморта в своей картине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве - М.;1972.
2. Всеобщая история искусств - М.; 1972.
3. Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984.
4. Герчук Ю.Я. Живые вещи - Советский художник; - М.; 1977.
5. Гусарева А.П., Константин Коровин - Советский художник;
6. Кантор А.М. Предмет и Среда в живописи - Советский художник.
7. Кузнецов Ю. Западноевропейский натюрморт - Советский художник.
8. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторства в русском искусстве конца
9. XIX - начала XX веков - Искусство.; - М.; 1991. Ю.Ракова М.М. Русский натюрморт конца XIX - XX веков - Искусство.;
10. Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом -Просвещение, 1982.
11. Шитов Л.А., Ларионов В.Н. Живопись - М.; - Просвещение.