Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Педагогика и методика начального образования

Тип: Дипломная работа

Объем: 60 стр.

Год: 2013

Предварительный просмотр

Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования способностей школьников


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. Формирование творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с точки зрения психолого-педагогического исследования 9
1.1 Музыкально-театрализованная деятельность как совокупность структуры творческих способностей дошкольников 9
1.2 Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 20
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 33
2.1 Цели, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 33
2.2 Ход и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ВВЕДЕНИЕ

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования в подготовке детей к школе. Одним из таких требований является развитие художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие художественно-творческого компанента способствует развитию личности ребенка в целом. Как утверждают выдающиеся психологи Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой художественно-творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений (лидерство), психомоторной (спорт), творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

1. Формирование творческих способностей дошкольников средствами музыкально-театрализованной деятельности с точки зрения психолого-педагогического исследования

1.1 Музыкально-театрализованная деятельность как совокупность структуры творческих способностей дошкольников
Формирование творческих способностей как социокультурный феномен представляет собой процесс диалогического взаимодействия воспитателя и дошкольника.
Основные положения личностно-ориентированного подхода разработаны в русле гуманистической психологии ХХ века американским ученым К. Роджерсом. Эти положения рассматривают:
• признание уникальности каждого ребенка;
• эмпатическое понимание учителем своего воспитанника в диалоге с ним;
• вера в возможности ученика и содействие ему в выявлении и развитии индивидуального творческого начала.
По мнению И.С. Якиманской, исходным в личностно-ориентированной педагогике должен быть самобытный опыт ребенка, складывающийся задолго до влияния социального обучения. В процессе образования этот опыт каждого ребенка необходимо выявить, обогатить и преобразовать как важный источник становления и развития творческой индивидуальности [1].

1.2 Основы формирования и организации музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

Проблема развития художественного творчества, в системе эстетического воспитания подрастающего поколения в настоящее время нуждается в постоянном изучении и, следовательно привлекает внимание философов, психологов, педагогов, это происходит в следствие того, что общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
Художественно-творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Музыкально-театрализованная деятельность является составляющей художественно-творческих способностей. В основе музыкально-театрализованной деятельности лежат общие способности.

2. Опытно-экспериментальная работа по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

2.1 Цели, задачи и организация опытно-экспериментальной работы по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников
В первой главе дипломного исследования «Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития способностей школьников» мы провели анализ психолого-педагогической литературы по вопросам формирования творческих способностей, музыкально-театрализованной деятельности.
Определились в вопросе необходимости создания педагогических условий, таких как сотворчество воспитателя и дошкольника, импровизационность, организация творчески ориентированной среды, планирование и планирование учебной и совместной деятельности, создание эмоционально-творческой среды, стимулирующей развитие творческих способностей, стимулирование познавательного интереса к музыкально-театрализованной деятельности, включение механизмов творческого воображения, диалогическое взаимодействие воспитателя и детей дошкольного возраста.
Определились в содержании музыкально-театрализованной деятельности на музыкальных занятиях дошкольников, основой которых являются музыкальные и литературные произведения, сюжетно-ролевые игры, которые лягут в основу музыкально-театрализованной деятельности дошкольников, и будут формировать творческие способности.

2.2 Ход и результаты опытно-экспериментального исследования по формированию творческих способностей средствами музыкально-театрализованной деятельности дошкольников

На первом констатирующем этапе, прежде всего, нам необходимо было провести педагогическую диагностику сформированности музыкальных и артистических способностей у детей, для чего следовало разработать критериально-уровневую шкалу оценки сформированности творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности.
Диагностика проводилась по следующим уровням:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В проведенном исследовании решены все поставленные задачи, получила подтверждение разработанная гипотеза.
1. Исследование показало, что разработанные содержание, формы и методы осуществления интеграции музыкальной и театральной деятельности и опытно-экспериментальным путем проверенные оказались эффективными для развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, в результате которых: