Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Психология

Тип: Курсовая работа

Объем: 25 стр.

Полный просмотр работы

Диалектика как теория познания

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ИНОСЕОЛОГИИ 5
1.1 Законы и категории и их различия 5
1.2 Закон единства и борьбы противоположностей 9
1.2 Закон перехода количественных изменений в качественные 10
1.4 Закон отрицания отрицания 10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ 12
2.1 Методология научного познания 13
2.2 Общенаучные методы исследования 15
2.3 Методы на теоретическом уровне научного познания 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

ВВЕДЕНИЕ
Диалектика (греч. — искусство вести беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектику логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя диалектику - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы диалектику называли искусство спора. диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.
В философии Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.
По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдельные свойства предмета независимо друг от друга.
Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен.
Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектика у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Цель данной работы рассмотреть диалектику как теорию познания.
Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:
• рассмотреть законы и категории диалектики;
• исследовать методологию научного познания.

ГЛАВА 1. ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ КАК ЗАКОНЫ И КАТЕГОРИИ ИНОСЕОЛОГИИ
1.1 Законы и категории и их различия
Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения.
1.а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;
б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.
2. Категории и законы различаются по форме отражения.
а) Категории являются особым видом внимания;
б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.
Рассмотрим три закона диалектики:

1.2 Закон единства и борьбы противоположностей
Движущую силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Сущность этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений, переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую внутренний источник развития данного явления.

1.2 Закон перехода количественных изменений в качественные
Развитие как движение от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом количественные изменения явлений до известного предела носят характер относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта, который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым. Развитие, т. о., есть единство прерывности и непрерывности, революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.

1.4 Закон отрицания отрицания
Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания.

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ОБЩЕМЕТОДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

2.1 Методология научного познания
Методология есть учение о методе не только познания, но (что особенно важно для диалектического и исторического материализма) и социальной практики.

2.2 Общенаучные методы исследования
Остановимся кратко на характеристике некоторых общенаучных методов исследования. Обратимся прежде всего к методам, которые находят применение на эмпирическом уровне научного познания - к наблюдению и эксперименту.
Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие явлений и процессов без прямого вмешательства в их течение, подчиненное задачам научного исследования. Основные требования к научному наблюдению следующие:

2.3 Методы на теоретическом уровне научного познания
А теперь обратимся к методам познания, используемым на теоретическом уровне научного познания. Это, в частности, абстрагирование - метод, сводящийся к отвлечению в процессе познания от каких-то свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны. Результатом абстрагирования является выработка абстрактных понятий, характеризующих объекты с разных сторон.
В процессе познания используется и такой прием, как аналогия - умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде иных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Постоянно развивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого, возникающего и исчезающего приводит мир к новым структурам.
Сама эта борьба объективно предполагает необходимость диалектики научной теории развития, метода познания природы, общества и мышления.
Всё, что происходит в мире, а именно: изменение, движение и развитие подчиняется законам диалектики. Диалектика как наука составляет душу марксизма, представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдильдин Ж., Нысанбаев А. Диалектико-логические принципы построения теории. Алма-Ата, 1993;
2. Алексеев П.В.,Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.
3. Арсеньев А.С. Анализ системы научного знания. М., 1996;
4. Горский Д.П., Нарский И.С. О функциях и структуре диалектической логики как науки. — «Философские науки», 1996, № 1, с. 34.
5. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., 1991.
6. Демин В.И. Диалектическая логика как наука. М., 1999
7. Зотов А.Ф. Структура научного мышления. М., 1993;
8. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1994, с. 5, 161;
9. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М., 1994.
10. Кармин А.С. Природа научного познания: логико-методологический аспект. Минск, 1990;
11. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. Ростов-на-Дону, 1998;
12. Познание в социальном контексте. М.. 1994.
13. Руткевич М. И. Диалектика прогрессивного развития. — Диалектика и логика научного познания. М., 1996, с. 218.
14. Рушквич М.И., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.,1994.
15. Философия. Под ред. Л.Г. Кононовича, Г.И. Медведева, Ростов-на-Дону «Феникс» 1996.
16. Философия: теория и методология: Учебное пособие под ред. Галкина В.С.- М.,., МЭСИ, 1999.