Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Основы права и экономики

Тип: Дипломная работа

Объем: 77 стр.

Год: 2011

Предварительный просмотр

Казахская диаспора в странах СНГ


Содержание
Введение 6
1 Теоретические аспекты проблемы 11
1.1 Казахская диаспора: теоретико-практическое определение 11
2 История возникновения казахской ирреденты и диаспоры 22
2.1 Исторический процесс формирования казахской ирреденты в XVI-XIXвв 22
2.2 Исторические события XX века- мощный стимулятор развития казахской диаспоры 36
3 Современное развитие казахской диаспоры 47
3.1 Стратегия казахской диаспоры- сохранение этнической идентичности 47
3.2 Процесс возвращения казахов на историческую родину 64
Заключение 75
Список использованных источников 77

Введение
В настоящее время возросла интенсивность межэтнических и внутриэтнических процессов, базирующихся на характерных изменениях в социально-экономической, политической и культурной жизни мирового сообщества. Поэтому изучение опыта общения разных народов в прошлом и настоящем, глубокое осмысление разносторонних взаимосвязей актуально с исторической, теоретической, практической и прогностической точек зрения. Исследование исторических и современных проблем развития казахской диаспоры и ирреденты сейчас, когда Казахстан стал членом Мирового сообщества в качестве независимого и суверенного субъекта, своевременно и не терпит отлагательств.

1 Теоретические аспекты проблемы
1.1 Казахская диаспора: теоретико-практическое определение
«Диаспора» - слово греческого происхождения, означающее «рассеяние» и определявшее совокупность древних евреев, расселившихся вне Палестины со времен Вавилонского плена в 586 г. до н. э., вследствие насильственного переселения их в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Постепенно термин стал применяться к другим религиозным и этническим группам.
В современной политической науке понятие «диаспора» относится к одной из шести категорий этнической политики и характеризует этническую группу, проживающую в новых условиях, часто в нетрадиционной среде обитания. Диаспора создается миграциями, которые, в свою очередь, зависят от исторических событий, породивших, сформировавших и развивших ее. Так как диаспора является продуктом миграций, следует сказать об их классификации.

2 История возникновения казахской ирреденты и диаспоры
2.1 Исторический процесс формирования казахской ирреденты в XVI-XIXвв
В процессе возникновения казахской ирреденты XVI-XIX вв. основополагающую роль сыграли политические события, происходившие в этот период в Центральной Азии, в особенности тесные многосторонние взаимоотношения между Казахстаном и Китаем, Казахстаном и Джунгарией, Джунгарией и Цинским Китаем. В истории контактов этих государств одним из важнейших являлся территориальный вопрос, который на различных этапах развития данных обществ решался неодинаково[12, с.478].
Казахско-ойратские отношения в XVII - первой декаде XVIII вв. являются той исторической основой, на которой спустя век-полтора была создана казахская ирредента в Китае, ставшая отправной точкой для возникновения диаспоры у казахов в XX в. Необходимо отметить, что районы Южного и Юго-Восточного Казахстана подвергались нападению со стороны ойратов еще в XV в., в период существования государства Моголистан. Судя по свидетельству источника XVI в. «Тарих-и Абулхайр-хани», ойраты в XV в. совершали своп набеги в целях «грабежа и разорения [населения]...», а не в целях захвата территорий. То, что территории Семиречья не были под властью ойратов, подтверждает следующий отрывок из «Тарих-и Абул-Хайр-хани», рассказывающий о нашествии ойратов на территорию Моголистана в 1450-х гг.: «Уз-Тимур-тайши приказал, чтобы воины привели в порядок [свое] оружие и явились к [его] двору. На другой день все нечестивые воины привели в порядок свое бесчисленное оружие и согласно приказу хана [Уз-Тимур-тайши] отправились с женами и домочадцами [в поход]. Когда они достигли берегов реки Чу, [то] оставили здесь жен, и домочадцев, и обозы и отправились далее [налегке] в набег...». Тот факт, что Семиречье не принадлежало ойратам, и они в 1452 г. пришли на территорию Моголистана из своих кочевий, отмечается несколькими исследователями [13, с.52].

2.2 Исторические события XX века- мощный стимулятор развития казахской диаспоры
Двадцатый век по всем показателям можно назвать столетием геноцида против казахского народа, проводившийся как в самом Казахстане, так и в Китае. Кроме исторических событий, вследствие которых казахи покидали свои родные места жизнедеятельности, таких как: Столыпинская аграрная реформа, национально-освободительное движение в Центральной Азии 1916 г., гражданская война 1918-1920 гг., имел место неприкрытый явный геноцид против казахского народа, в период коллективизации в Казахстане, приведший к бегству, крупномасштабным людским жертвам, а для многих к окончательной потере Родины. Кроме того, во время Второй мировой войны казахи, попавшие в плен и по тем или иным причинам не сумевшие вернуться на Родину, вошедшие в категорию невозвращенцев, также пополнили ряды представителей казахской диаспоры.

3 Современное развитие казахской диаспоры
3.1 Стратегия казахской диаспоры- сохранение этнической идентичности
Этнические группы могут становиться малочисленными или многочисленными; социально-экономические, культурные и психологические изменения внутри них могут происходить быстро или медленно, тем не менее, наиважнейшим вопросом для них является самоопределение или этническая идентичность. Этническая идентичность обычно приобретается с рождением, лингвистическая и религиозная прививается человеку в силу различных причин и на разных этапах его жизни. Однако необходимо обратить внимание на изменения или отсутствие оных не у индивидумов, а в этнических группах, особо рассмотреть вопрос, что ими делается для сохранения своей этнической идентичности, или почему они подвержены процессам аккультурации или ассимиляции. Данный процесс сохранения этнической идентичности прекрасно виден по стадии развития, в которой находятся в казахских общинах брак и семья, этнические общества, школы и язык.

3.2 Процесс возвращения казахов на историческую родину
Под репатриацией или возвратной этнической миграцией следует понимать движение эмигрантов назад, на свою этническую родину, для постоянного проживания там. Мигранты, которые приезжают на родину во время отпусков или каникул, не считаются репатриантами, так как их пребывание там довольно краткосрочно после чего они возвращаются в принявшую их страну. Репатриация, или возвратная этническая миграция, нуждается в определении типологии репатриантов, причин возврата, адаптации и влияния возвратной миграции на жизнь в обществе страны-донора, куда они возвращаются.

Заключение
В заключении нашей дипломной работы, мы хотели бы подвести некоторые выводы, сопоставить их с общей целью и конкретными задачами, которые мы ставили перед собой подходя к изучению данного вопроса.
Используя в качестве основы исследования философско-культурологические концепции о сущности, структуре, содержании казахской диаспоры как полифункционального организма нами был сделан вывод о сходстве диаспоры по основным критериям с материнским этносом.
В начальной главе мы рассматривали наше понятие «казахская диаспора», «ирредента», их теоретико- содержательный смысл.
В работе основной акцент был сделан на исторические условия формирования казахской диаспоры, влияние событий предшествующих лет на этот процесс.
Автор работы постарался раскрыть сегодняшнее положение казахской диаспоры на постсоветском пространстве, осветить общие проблемы проживания представителей казахской диаспоры за рубежом, в частности, в Узбекистане, России.