Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: История

Тип: Курсовая работа

Объем: 29 стр.

Год: 2015

Предварительный просмотр

Традиционная одежда в андроновском обществе


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Характеристика одежды и украшений по материалам памятников Костанайской области 6
1.1 Одежда и украшения могильника Токанай I 6
1.2 Элементы одежды и украшения могильника Бестамак 10
2. Опыт реконструкции и некоторые аспекты семантики украшений, женского погребального костюма эпохи бронзы 18
2.1 Опыт реконструкции женского погребального костюма, по материалам могильника Джангельды V 18
2.2. Опыт реконструкции женского погребального костюма, по материалам могильника Токанай I 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

ВВЕДЕНИЕ
Бронзовый век – особая эпоха в истории Казахстана. Это время распространения культур с экономикой производящего типа. Одним из самых крупных культурных образований в евразийских степях в эпоху бронзы была андроновская культурно-историческая общность, простирающаяся с запада на восток от Урала до Енисея и с севера на юг от тайги до гор Памира, Тянь-Шаня, Алтая [1, с.17]. Данная общность на территории Урало-Казахстанских степей включает в себя культуры средней бронзы – синташтинскую и петровскую (XVI-XV вв. до н.э.), алакульскую (XIV-XIII вв. до. н.э.) и две культуры поздней бронзы федоровскую (XV-XIII вв. до н.э.), саргаринско-алексеевскую, бегазы-дандыбаевскую (XII-IX вв. до н.э.) [2, с.7].
В процессе проделанной нами исследовательской работы были рассмотрены материалы могильников Бестамак, Токанай I, Джангельды V, исследованных Тургайской археологической экспедицией. Материалы этих памятников связаны со многими проблемами изучения эпохи бронзы евразийских степей, они сопоставимы с материалами памятников синташтинско-петровской (Бестамак, Токанай I) и алакульской (Джангельды V) культурами эпохи средней бронзы андроновской культурно-исторической общности.

1. Характеристика одежды и украшений по материалам памятников Костанайской области
Данная глава посвящена изучению женского погребального обряда и описанию украшений зафиксированных на могильниках Токанай I, Бестамак, Джангельды V. Следует отметить, что данный вид археологических находок обнаруживается как в поселениях, так и в погребениях, что делает их весьма ценными для изучения не только материальной, но и духовной культуры населения эпохи бронзы.

1.1 Одежда и украшения могильника Токанай I
Могильник Токанай I находится на правом берегу реки Токанай, являющейся одной из правых проток Тургая, в 9 км к юго-западу от поселка Кумкешу Амангельдинского района Тургайской области. Памятник расположен у северо-восточной окраины поселка Айтабай, отделения совхоза им. Абая, на высоте примерно 4 м от уреза воды в реке (рисунок А1).
Поверхность памятника подвергается интенсивной ветровой эрозии и сильно разрушена. Впервые информация в Тургайский музей поступила от чабана указанного совхоза А. Какимжанова.

1.2 Элементы одежды и украшения могильника Бестамак
Могильник Бестамак, содержащий разновременные погребения, от энеолита до эпохи финальной бронзы, находиться в северной части Тургайской ложбины на правом берегу р.Буруктал (первый восточный приток р.Убаган) в 8 км к юго-западу от поселка Чили Аулиекольского района Костанайской области (рисунок А 5). Памятник исследовался Тургайской археологической экспедицией в 1991-1993, 1997 гг. под руководством В.Н.Логвина, С.С.Калиевой; в 2002, 2003, 2005-2008 гг. под руководством А.В.Логвина. Общая площадь раскопа составляет 9092 м². В результате действия ветровой эрозии и выпаса овец на территории могильника, преимущественно верхняя часть большинства погребений оказалась нарушенной. Большая часть обнаруженных погребений относится к памятникам синташтинско-петровского периода [6. с.190].

2. Опыт реконструкции и некоторые аспекты семантики украшений, женского погребального костюма эпохи бронзы
При написании данной главы, мы попытались выяснить какой семантический смысл содержат форма и орнаментальные композиции украшений, их роль в декоре костюма; проанализировать всю изученную в процессе работы над темой информацию и попытаться реконструировать женский погребальный костюм эпохи средней бронзы по материалам могильников Бестамак, Токанай I, Джангельды V; выявить основные сходства и различия в декоре костюма синташтинско-петровского и алакульского периодов.

2.1 Опыт реконструкции женского погребального костюма, по материалам могильника Джангельды V
К параметрам, определяющим возможности существования человека, наряду с пищей и жилищем, относится и костюм. Он позволяет различать людей по половому признаку, возрасту, социальному статусу, национальной, территориальной и религиозной принадлежности. Опыт реконструкции женского погребального костюма эпохи бронзы, в настоящие время является актуальной темой, связанной с проблемами изучения памятников андроновской культурно-исторической общности. К большому сожалению исследователей, занимающихся реконструкцией костюма древнего населения степной полосы Евразии, археологические материалы эпохи бронзы дают относительно немного информации, для восстановления цельного образа костюма.

2.2. Опыт реконструкции женского погребального костюма, по материалам могильника Токанай I
Для реконструкции женского погребального костюма по материалам могильника Токанай I, нами на рассмотрение было взято погребение № 9. Оно является наиболее подходящим из-за богатого инвентаря бронзовых украшений и их относительно хорошей сохранности.
При расчистке костяка на черепе погребенной были зафиксированы бусины, которые, видимо, были нашиты на головной убор. Так как в отчете ТАЭ за 1982 год не оговаривается расположение бусин в какой-то определенной форме, то можно предположить, что головным убором погребенной являлась плотно облегающая голову шапочка или же налобная повязка. О том, что на погребенной непременно должен был быть головной убор, свидетельствует накосник, который был зафиксирован в районе позвоночника и тазовых костей. После реконструкции накосника В.Н. Логвиным и Э.Р. Усмановой, он был отнесен ко второму типу накосников [17, с.20, 29]. Так как нами уже было сказано, что накосники второго типа непременно крепились к головному убору, то его наличие в погребении № 9, является обоснованием нашего предположения относительно наличия головного убора погребенной. А расположение бусин в районе черепа еще больше доказывает это предположение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами исследование является попыткой реконструкции облика погребального костюма по материалам памятников Костанайской области и прочтения его как текста, в котором заложена информация не только об эстетических представлениях древнего населения, но и о положении женщины в обществе, ее социальном и религиозном статусе.
Наше исследование носило ступенчатый характер – от анализа отдельных мелких элементов и составляющих костюма, через попытку реконструкции общих принципов его построения, до выхода на семантику украшений, отраженную в них информацию об обрядах, религиозных представлениях, обществе эпохи бронзы.
Предложенная типология отдельных украшений и их комплексов – позволила определить распространение, хронологически последовательную линию развития и схему развития некоторых видов этих элементов костюма на исследуемых нами памятниках.