Теория государства и права как наука
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Что изучает теория государства и права 6
1.1 Место теории государства и права в системе наук 7
1.2 3арождение государства и права 11
1.3 Объективность теории государства и права 12
2 Общие понятия теории государства и права 13
2.1 Предмет теории государства и права 13
2.2 Функция теории государства и права. 14
2.3 Структура, методология теории государства и права 17
2.4 Методы исследования теории государства и права 18
3 Типы и формы государства 20
3.1 Основные признаки государства 20
3.2 Типология государств 21
3.3 Форма государства: понятие и элементы 22
4 Форма государственного правления, устройства и политические режимы 23
4.1 Форма государственного правления 23
4.2 Форма государственного устройства 23
5 Политический режим: понятие, признаки, виды 25
6 Право и правовая система 27
6.1 Учения о праве 27
6.3 Функции права 30
7 Характеристика основных правовых систем 31
8 Правовая культура 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ВВЕДЕНИЕ
Наука - это область общественной жизни, в которой производится изучение объективных закономерностей существования и развития природы и общества.
В то же время она является системой достигнутых человечеством на протяжении своей многовековой длительной истории объективных знаний о наиболее существенных свойствах изучаемых явлений прошлого и настоящего. Объективные закономерности как объект науки - это знание о наиболее значимых, глубинных качествах явлений, их связях между собой, взаимодействии, тенденциях развития. Научные знания неразрывно между собой связаны в упорядоченной системе, они логически обоснованы, доказаны, последовательно изложены.
1 Что изучает теория государства и права
Теория права изучает право. Право - одно из общественных явлений, поэтому теория права входит в состав общественных наук. В чем специфика права как общественного явления или, другими словами, какое место в обществе занимает право? Ответ на этот вопрос определяет и место науки о праве в системе общественных наук.
Для каждого гражданина право выступает в первую очередь как определенный порядок в обществе, причем такой порядок, который общество само устанавливает, поддерживает, обеспечивает его функционирование. За пределами этого общего представления мнения о праве у разных людей расходятся. Для одних оно олицетворяет их положение в обществе, их права и обязанности, для других право связывается с действующими в обществе законами, для третьих - с защитой от преступных посягательств. Все эти представления по-своему верны, так как касаются различных сторон права. И все они охватываются общим подходом к праву, как к определенному порядку в обществе.
Итак, право - это порядок в обществе. В таком качестве право и составляет предмет изучения.
1.1 Место теории государства и права в системе наук
Теория государства и права находится в тесном контакте и взаимодействии с многими другими, в первую очередь общественными, науками, поскольку в той или иной степени они также изучают различные системы государства и права, исследование определенных их черт входит в предмет таких наук. Совершенствование взаимодействия с ними является одной из важнейших задач, стоящих перед теорией государства и права.
1.2 3арождение государства и права
Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства и права. Подробное изучение истории возникновения государства и права у разных народов рассматривается в курсе истории государства и права. В курсе общей теории государства и права дается лишь обобщенная картина главных закономерностей происхождения государства и права.
1.3 Объективность теории государства и права
Исходным для установления предмета, изучаемого любой наукой, является признание его объективности. Факт объективного существования государства и права очевиден. Оба они - моменты мира, и законы их возникновения и развития выступают как проявления всеобщих законов развития вселенной. Государство и право - моменты общества, и законы их возникновения и развития выступают как проявление законов общественного развития. Наконец, эти феномены - относительно самостоятельные социальные явления, принадлежащие юридической действительности, и как таковые обладают правовыми свойствами, собственными частными закономерностями формирования и эволюции. Сказанное позволяет утверждать, что предметом науки, являются объективные свойства государства и права, отличающие их от всех других общественных явлений (т. е. их качества), а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.[5]
2 Общие понятия теории государства и права
2.1 Предмет теории государства и права
В самом общем виде можно сказать, что предметом теории государства и права являются государство и право, поскольку именно эти явления изучаются данной наукой. Вместе с тем нужно иметь в виду, что государство и право изучаются не только теорией государства и права, но и многими другими науками, причем как юридическими, так и неюридическими (например, социологией, политологией, историей). Поэтому государство и право правильнее считать не предметом теории государства и права, а объектом исследования различных наук, каждая из которых имеет в этом объекте свой предмет
Сразу же хочу обратить внимание на то, что термин (понятие) "теория государства и права" употребляется в двух смыслах (вариантах): широком и узком. В первом широком смысле, под теорией государства и понимают все учение о государстве и праве, т.е. юридическую науку в общем. В этом смысле термин "теория государства и права" употребляется очень редко, так как вместо него обычно используют такие понятия, как "юридическая наука", "правоведение", "юриспруденция".
2.2 Функция теории государства и права.
Теория права, как и правоведение в целом, осуществляет по отношению к юридической практике несколько функций. Аналитическая функция заключается в исследовании действующего законодательства, в его систематическом изложении и истолковании. Функция эта состоит, прежде всего, в выяснении смысла закона, тщательном изучении его содержания. Но это не все. Дело в том, что намерения законодателя, те цели, которые он преследовал при принятии закона, и реальные последствия применения этого закона на практике очень часто не совпадают. И задача правоведения, в том числе теории права, состоит в том, чтобы изучить практику применения закона, эффективность его влияния на общественные отношения, иными словами, выявить, реализована цель законодателя или нет. Достигается это главным образом с помощью социологических исследований, выявляющих фактическое положение дел, реальную значимость закона. Осуществление аналитической функции приводит к выяснению как достоинств, так и недостатков законодательства. Именно в этой функции сочетаются позитивные и критические начала.
2.3 Структура, методология теории государства и права
Наряду с предметом у каждой науки должны быть свои самостоятельные методы. Если предмет отвечает на вопрос, что изучает соответствующая наука, то ее метод представляет собой совокупность приемов, способов, с помощью которых этот предмет исследуется. Методология юридической науки - это учение о том, как, какими способами и путями, с помощью каких философских начал необходимо изучать государственно-правовые явления. Таким образом, методология юридической науки - это обусловленная философским мировоззрением система теоретических принципов, логических приемов и специальных методов исследования, которые применяются для получения новых знаний, объективно отражающих государственно-правовую действительность.
2.4 Методы исследования теории государства и права
Общенаучные методы - методы применяемые на отдельных стадиях научного познания.
Историзм - государственно-правовая действительность изменяется со временем, развивается, следовательно и изучаться она должна в соответствии с этими изменениями. Системный - изучает государство и право, государственно-правовые явления с позиции их системности.
Функциональный - выяснение функций государства и права, их элементов.
Герменевтический - текст нормы, есть документ особого мировоззрения автора, и толкуется с позиции современного исследователя совершенно по-другому. Поэтому этот метод предполагает вкладывать в исследуемые понятия именно то содержание, которые подразумевал их автор.
3 Типы и формы государства
3.1 Основные признаки государства
За всю историю существования человеческого общества были созданы тысячи разнообразных государств, различия между которыми были в размерах территории, в длительности существования и во вкладе в развитие человеческой цивилизации. Одними из них мы до сих пор восторгаемся (например, государства Древней Греции, Рима, Египта), о других мы почти ничего не знаем, опыт государственного строительства многих государств человечеством не востребован. Реалистический взгляд на государство как особый аппарат управления делами общества выделяет особые, исторически присущие этой форме социальной организации свойства. Эти общие черты, присущие государствам всех времен и народов, не только отличают государство от догосударственных форм организации жизни общества, основанных на узах родства, общности собственности и иных интересов, но и показывают различие между государством и иными институтами общества. Они называются признаками государства.
3.2 Типология государств
Типология государства проводится обычно с позиции двух подходов: формационном и цивилизационном.
Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.)
В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.
3.3 Форма государства: понятие и элементы
Если категория "сущность государства" отвечает на вопрос, в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория "форма государства" означает, кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
4 Форма государственного правления, устройства и политические режимы
4.1 Форма государственного правления
Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением
К верховной государственной власти относят главу государства (монарх или президент), законодательный орган, правительство.
Если в качестве критерия рассматривать положение главы государства, то формы правления подразделяются на монархии и республики
Монархия (от греческого топагсЫа - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.
Признаки монархии:
4.2 Форма государственного устройства
Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
С помощью данного понятия государственное устройство характеризуется с точки зрения распределения власти в центре и на местах.
5 Политический режим: понятие, признаки, виды
Политический (государственный) режим - это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
В зависимости от особенностей набора методов и средств государственного властвования различают два полярных режима - демократический и антидемократический.
6 Право и правовая система
6.1 Учения о праве
Становление права есть процесс и результат целенаправленной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению. Это "вечно" протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани. Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональными традициями, философскими и идеологическими воззрениями, историческими и социально-психологическими особенностями. Учитывая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И. Кант верно заметил, что "юристы до сих пор ищут свое определение права". В силу того что право находится как бы на "перекрестке" удовлетворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.
7 Характеристика основных правовых систем
Правовая картина мира складывается из множества существующих и функционирующих на современном этапе развития общества национальных правовых систем. Все они в той или иной мере взаимосвязаны, взаимозависимы и оказывают, хотя и в разной степени, воздействие друг на друга.
Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт - критериев на отдельные группы, или правовые семьи. В научной и учебной юридической литературе правовая семья понимается как совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт.
8 Правовая культура
Правовая культура представляет собой составную часть духовной культуры общества. В зависимости от того, какими представлениями о мире живут люди, можно определить уровень их общей духовной культуры. Насколько же в организации своей жизни они рассчитывают на возможности права и используют их, можно говорить об уровне правовой культуры. Правовая культура - это качественное состояние использования права в жизни общества, своего рода барометр спроса и использования возможностей права в разрешении повседневных житейских проблем и вопросов. Поэтому нетрудно установить, что уровень правовой культуры зависит от степени близости содержания законодательства к нуждам и интересам людей, степени доступности широкому кругу лиц реального осуществления заложенных в законодательство прав и свобод.