Загрузка страницы

Для Казахстана

Курсовые

Дипломные

Отчеты по практике

Расширенный поиск
 

Предмет: Теория государства и права

Тип: Курсовая работа

Объем: 23 стр.

Год: 2013

Предварительный просмотр

Правовая культура как системообразующий фактор становления и развития государственности в РК


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Понятие правовой культуры 5
1.1 Базовые категории феномена «правовая культура» 5
1.2 Идея правового государства как ключевая парадигма цивилизованного демократического общества 7
1.3 Правопонимание как исходная мировоззренческая основа понимания правовой культуры 9
2 Правовая культура как системообразующий фактор становления и развития государственности в РК 12
2.1 Формирование национальной правовой культуры 12
2.2 Аксиологическая сущность правовой культуры и ее функциональная роль в развитии казахстанской государственности 14
2.3 Правовая культура личности 15
3 Структура правовой культуры 17
3.1 Менталитет и его влияние на правовую культуру 17
3.2 Правовое сознание как важнейший компонент правовой культуры 18
3.3 Правовая грамотность и отношение к праву 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

ВВЕДЕНИЕ
Эпоха тоталитаризма миновала. Перспективы развития демократии в Республике Казахстан неразрывно связаны, в первую очередь, с реализацией провозглашенных в Конституции РК 1995 года демократических принципов, со становлением и развитием институтов демократии, формированием и укреплением действенного правового поля, с общим повышением культуры в обществе, особенно культуры правовой. Сейчас вырисовываются новые контуры правовой действительности после трех четвертей века бесправного бытия при тоталитарном режиме. Многое в этой новой формирующейся реальности для нас не привычно, нужно ее осваивать и учиться всем -законодателям, государственным служащим, ученым, гражданам .
Тоталитарное идеологическое и психологическое наследие, которым по неволе обладает каждый казахстанец, родившийся в доперестороечное время, в основном негативно сказалось на состоянии и самочувствии общества и индивида. Человеком утрачено, прежде всего, подлинное чувство хозяина. Не того пресловутого чувства хозяина, которое в годы бесславного заката СССР официальная пропаганда тщетно пыталась разбудить в человеке труда, лишенном одного из главных общечеловеческих прав - права собственности, а чувства истинного хозяина своей земли, своей судьбы, своих мыслей и поступков.

1 Понятие правовой культуры
1.1 Базовые категории феномена «правовая культура»
В ряду объектов научного познания культура является одним из объектов, которые представляют собой многозначный, сложный феномен, охватывающий всю жизнедеятельность человека. В археологии существует понятие -«культурный слой», под которым понимается слой земли, содержащий следы прошлой деятельности человека; археологические находки позволяют исследовать жизнь людей глубокой древности. «Культурный слой - это исторически сложившаяся система напластований, образовавшаяся в результате деятельности человека. Толщина культурного слоя зависит от многих причин колеблясь от нескольких сантиметров до 30-35 метров [5].
Ныне культурный слой покрывает собой почти всю доступную человеку поверхность земного шара.
Культура - явление и единое, и многообразное, и неоднозначное - В широком смысле означает все, что создано и создается человечеством, - он орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самой образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. В культурологи принято отмечать сквозной характер культуры поскольку она являет собой тот феномен, «который, образно выражаясь проникает во все поры общественной жизни людей, как бы разлит по всем телу социального организма» [6].

1.2 Идея правового государства как ключевая парадигма цивилизованного демократического общества
Человеческая цивилизация есть явление, на определенной ступени развития, которого появляется государство - в виде политического объединения людей по территориальному признаку, и права - как способа регулирования усложненных общественных отношений.
Существует право догосударственное и государственное. При этом право следует понимать как еру свободы индивида в обществе, как порядок, основанный на идеях всеобщности, обязательности, равенства.
Догосударственное право существовало в виде определенного жесткого, строгого порядка, построенного на обычаях и традициях. Представления о гуманизме, равенстве, справедливости и свободе в догосударственный период зависели от уровня производства и основывались, прежде всего, на началах родства, коллективности и общности хозяйства. Государственное право -более высокая ступень развития правовой системы, поскольку оно закрепляется в строго установленных формах, выражает волю всего общества и обеспечивается силой государства. Таким образом, право и государство - это взаимосвязанные явления.

1.3 Правопонимание как исходная мировоззренческая основа понимания правовой культуры
Современная юридическая наука стоит перед задачей переосмысления многих прежних правовых идей и конструкций, господствовавших на протяжении десятилетий в отечественном праве. Для постижения глубинной науки сути правовой культуры, ее объективных внутренних закономерностей, проблем и тенденций развития следует определиться с базовым понятием теории права - «правопониманием». При этом необходимо исходить из содержания категории «понимание». В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля слова «понимать», «понять» определяются как «постигать умом, познавать, разуметь, уразумевать, обнять смысл, толк, видеть причину и последствия» [13].
Исходя из данного толкования слова «понимать» следует, что термин «правопонимание» не означает лишь определения права, а предполагает постижение, познание смысла права, его генезиса и тенденций развития, возможной эволюции.

2 Правовая культура как системообразующий фактор становления и развития государственности в РК
2.1 Формирование национальной правовой культуры
Правовая культура носит конкретно исторический характер. Необходимо рассматривать в отдельности правовую культуру общества каждого исторического периода, каждого государства. При этом на наш взгляд, можно выделить общий признак, который используется для характеристики правовой культуры любого общества. Таким критерием видится уровень и объем свободы человека, проявляющийся в его правовом статусе, в его правах и свободах, которые обеспечиваются государственно-правовой системой.
Свободу людей, как об этом свидетельствует вся история цивилизации, можно признать и выразить только в правовой форме - лишь путем признания фактически различных индивидов формально равными субъектами права и государства [19].

2.2 Аксиологическая сущность правовой культуры и ее функциональная роль в развитии казахстанской государственности
Объективность правовой культуры выражается в следующем. Правовая культура выступает как явление, обусловленное этническими и иными факторами жизни общества, материализованное в виде соответствующей формы государства, демократии, определенной системы законодательства, норм права и других государственно-правовых явлений. Она обладает всеми чертами объективного, закономерного явления, существующего, не зависимо от воли людей, которые не выбирают ее по своему усмотрению, а застают готовой, развивают ее и преобразуют.
Субъективный характер правовой культуры выражается в том, что она выступает как явление, отражающее уровень правового сознания общества, групп, личности, а также степень исполнения, соблюдения, использования ими предписаний права. Правовая культура - продукт творчества конкретных индивидов, относящийся «к миру искусственных вещей, сознательных процессов, произвольных действий» [25].

2.3 Правовая культура личности
Объективное рассмотрение правовой культуры невозможно вне обозрения проблем, связанных с правовой культурой личности, которая является фундаментом общей концепции правовой культуры и в полной мере отражает степень и характер правового развития личности, уровень ее правомерности, направленности ее деятельности. Поэтому данные категории находятся в органической взаимосвязи, определяя и конкретизируя друг друга. Процесс становления правовой культуры личности характеризуется многогранностью, большой совокупностью составляющих, разнообразием соотношений качественных, объективных и субъективных факторов, многообразием форм их проявления и динамикой развития.

3 Структура правовой культуры
3.1 Менталитет и его влияние на правовую культуру
Правовая культура как неотъемлемая часть общей культуры народа базируется на ее началах, является отражением уровня ее развития, менталитета народа.
Долгое время в социальных науках господствовала концепция о том, что человек действует, строго подчиняясь разуму, рационально, повинуясь некоторым законам истории; подсознательным, эмоциональным элементам в поведении человека не придавалось особого значения.
Преимущественное внимание уделялось целому – общественным структурам, большим группам, классам. Мельчайший же элемент этой системы, атомарная единица социума - индивид - практически игнорировался.

3.2 Правовое сознание как важнейший компонент правовой культуры
Правосознание является одним из важнейших компонентов правовой культуры. В зависимости от уровня, характера, содержания, направленности правового сознания определяется интеллектуально-эмоциональное содержание правовой культуры, ее ценностные установки, ориентации, приоритеты. Вместе с тем, правовая культура оказывает большое воздействие на состояние правового сознания, что частности проявляется в процессе отражения и осмысления ценностей юридического мира.

3.3 Правовая грамотность и отношение к праву
Теория правового государства основывается на признании верховенства закона и его роли как регулятора социальной жизни. Эта роль намного более значительна и многогранна, нежели просто уважение к закону, как это явствует в обыденных социальных представлениях. Каким бы не было поведение людей по отношению к закону, последний является для них общей точкой отсчета. И не только по тому, что закон определяет для всех субъектов правоотношений всякого рода ситуации и правила регулирования поведения в их рамках, указывает, что он допускает или не допускает, и таким образом формирует общие «правила игры», но и потому, что на более глубоком психологическом уровне связывает с тем или иным типом поведения благоприятные и неблагоприятные его последствия, и тем самым «конструирует» положительные или отрицательные модели поведения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
XX столетие стало важным шагом на пути развития мировой цивилизации, внесшим существенные изменения во все сферы человеческой жизни, и в первую очередь, в такие сферы как наука и техника. Широкое применение достижений науки и техники позволяет в значительной степени повысить уровень жизни большинства населения. В тоже время развитие других естественных наук сначала породило, а потом поставило под сомнение мысль о всесилии научного знания в решении человеческих проблем. Человеческая цивилизация оказалась бессильна перед многими событиями, несущими угрозу ее существованию в будущем.
Вопросы формирования высокой правовой культуры общества напрямую зависят от реализации принципов правового государства и формирования гражданского общества. Сегодня становится явным, что фундаментом социальной системы для общества являются ценностные ориентации, определяющие мотивацию их поведения. В переходный период от одного типа социальности к другому четко проявляется конституирующая роль культуры. Возникает новая система ценностных ориентации, в том числе и правовых, основу которых составляет частная собственность.