Наглядные средства на уроках русского языка
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах 5
1.1 Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов 5
1.2 Теоретическое обоснование понятия «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе 7
Глава 2. Анализ опыта деятельности учителей по применению наглядных средств на уроках русского языка в начальных классах 22
2.1 Анализ опыта учителей в учебном процессе на уроках русского языка в начальных классах 22
2.2 Выявление эффективности применения наглядных средств в начальной школе на уроках русского языка 29
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Введение
В настоящее время все большее и большее внимание на начальном этапе обучения отводится использованию наглядных пособий. Это связано с тем, что они имеют возможность показать развитие явлений, их динамику, сообщать учебную информацию определенными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний. Они стимулируют познавательные интересы учащихся, создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к учебной работе, обеспечивают разностороннее формирование образов, способствуют прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний с жизнью, при этом экономя время учителей.
Тема, связанная с принципом наглядности в обучении и его осуществлении на уроках в начальной школе, получает все большее свое распространение в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий и их возможностями в обучении младших школьников.
Проблеме, связанной с этой темой, мы и решили посвятить свое исследование.
Цель: раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядных средств на уроках русского языка.
Объект: средства наглядности, используемые при формировании знаний в процессе обучения.
Предмет: деятельность учителя по подбору и использованию средств наглядности на уроках русского языка.
Методы исследования: беседа, наблюдение.
База исследования: Ольгинская основная школа, Акмолинская область, Аршалынский район
Гипотеза: если учитель в системе использует наглядность на уроках, то это способствует:
1) прочному усвоению знаний, формированию ЗУН;
2) развитию творческой активности младших школьников;
3) обогащению абстрактного мышления школьников.
Задачи:
1) изучить психолого-педагогическую литературу;
2) определить роль наглядности в процессе обучения младших школьников;
3) дать научное обоснование наглядности, указать ее роль на уроке;
4) выполнить сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.
При подготовке данного исследования использовался Закон Республики Казахстан от 7 июня 1999 года «Об образовании», а наиболее полезной оказалась литература следующих авторов Харламов И.В., Артемов В.А., Баранов С.П., Елухина Н.В., Загвязинский В.И., Зельманова Л.М., Калмыкова З.И., Караева С.А., Кирюхина О., Лернер И.Н., Петрова И.А., Поташник М.М., Раченко И.П., Скульский Р.П., Суворова Г.Ф., Владимирова Н.В., Поляков А.В., Тихомирова К.М., Шукаров О.Х и др.
Глава 1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения в начальных классах
1.1 Принцип наглядности в педагогических системах различных ученых и педагогов
Использование наглядных средств, для создания у школьников образных представлений, но и для формирования понятий, для понимания отвле¬чённых связей и зависимостей — одно из важнейших положений дидактики, основанной на методологии диалектического материализма. Ощущение и понятие — раз¬личные ступени единого процесса познания.
Еще Я. А. Коменский выдвинул «золотое правило»: «всё, что ...можно, предоставлять для восприятия чувствам...». Требование, чтобы знания черпались учениками прежде всего из собственных наблюдений, сыграло большую роль в обучением. Однако ограниченность сенсуалистической философии, на которую опирался Коменский, не позво¬лила ему раскрыть принцип наглядности обучения с необходимой полнотой и разносторонностью.
1.2 Теоретическое обоснование понятия «наглядные пособия» в психолого-педагогической литературе
Наглядные учебные пособия - плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, создаваемые для целей обучения, производ¬ственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Наглядных учебных пособий способ¬ствует формированию у учащихся материалистических пред¬ставлений и понятий, выработке у них умений и навы¬ков. Наглядные учебные пособия используются в школе на различных этапах учебного процесса: при объяснении учителем нового материала, при закреплении его учащимися, во время повторения изученного материала и при проверке учителем знаний учащихся, а также во внеклассной, круж¬ковой работе. Наглядные учебные пособия должны соответствовать содер¬жанию программ и учебников, методам и приёмам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определённым научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям. Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему назначению, содержа¬нию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приёмам использования. Их принято делить на 2 основные группы: натуральные наглядные учебные пособия, состоящие из природных или производствен¬ных объектов, и изобра¬зительные наглядные учебные пособия, изо¬бражающие предметы и явления средствами ис¬кусства (живописи, гра¬фики, скульптуры) и тех¬ники.
Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фи¬гуры); функция — знакомство с теми предметами, где объемное,
а не плоскостное изображение играет роль в восприятии.
Звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); функция — воспроизведение звуковых образов.
Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы,
карты, таблицы); функция — развитие абстрактного мышления,
знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением
реального мира.
Смешанная наглядность — учебный звуковой кинофильм; функ¬ция — воссоздание наиболее полного живого отображения дей¬ствительности.
Прежде чем отобрать для урока тот "или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду, в пер¬вую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее сущест¬венные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые ле¬жат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
Модели, макеты, муляжи — это трехмерные изображения пред¬мета (его части или группы предметов) в уменьшенном или увели¬ченном виде. В начальной школе используются глобус, компас и некоторые технические модели — часовой циферблат, термометр и т. д. Модели используются как демонстрационные пособия при объяснении учебного материала и проверке знаний учащихся. На уроках труда, например,— как образцы при выполнении заданий, как основа для технических модификаций (модель машины с заменой кузова).
В качестве демонстрационных пособий на уроках природоведе¬ния и изобразительного искусства применяются муляжи плодов ово¬щей и фруктов, а также самостоятельно изготовленные на уроках труда макеты ландшафта.
Учебные диафильмы. Диафильм — статичное изображение на пленке, объединенное единой сюжетной линией и в связи с этим име¬ющее определенную последовательность подачи материала темы.
Для начальных классов особенно большое значение имеет изобразительный ряд диафильмов. Он может состоять из, доку¬ментального материала (фотографии, документы) и быть рисо¬ванным.
Глава 2. Анализ опыта деятельности учителей по применению наглядных средств на уроках русского языка в начальных классах
2.1 Анализ опыта учителей в учебном процессе на уроках русского языка в начальных классах
За последние годы вновь становится актуальной проблема наглядности при обучении. Это объясняет многими причинами.
Существенно расширилась область наглядности и усложнился её инвентарь. Когда-то наглядность в обучении носила почти исключительно предметный характер, например, вводя новое слово, показывали обозначаемый им предмет или его изображение.
Условия применения наглядности в обучении противоречивы. Основная задача наглядности – базировать развитие мышления учащихся на чувственно-наглядных впечатлениях, связать школу с жизнью. И в то же время обучение происходит не в реальной жизни, а в школе.
Область применения наглядности при обучении никем еще точно не определена. Практика показывает, что наглядность используется как при комплексном, так и при аспектном обучении, все время расширяясь и углубляясь.
Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику усваивать материал более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к занятиям языком, расширяет объём усвояемого материала, снижает утомление, тренирует творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения (Приложение 1-2).
Пока шло плановое овладение учебным ма¬териалом, Буквария заселялась жителями. Появи¬лось несколько улиц. Так, на улице Гласных в ярких красных домиках поселились десять ма¬леньких сестер: А, И, О, У, Ы, Э, Я, Е, Ю, Ё. Каждая из них имеет свой удивительный ха¬рактер. Вот, скажем, А любит задавать вопро¬сы, О — удивляться и размышлять, И — превращаться в иголку, Ы — прятаться в сере¬дине и в конце слов, Ю рассказала о себе стихи:
Чтобы О не укатилось,
крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась буква Ю
Наиболее образные стихи учительница использовала при изучении гласных букв.
На улице Согласных тоже поселилось мно¬го жителей. И живут они в синих доми¬ках. Есть домики для звонких согласных. В этих домиках всегда весело, слышатся выразительные звонкие голоса. Ребята охотно вклю¬чались в игру: распределяли слова, в кото¬рых звонкие согласные встречаются в нача¬ле, в середине, в конце слов.
Живут в Букварии и глухие согласные. Они имеют свои домики. По характеру эти жители скрытные, хотя и водят дружбу с парными согласными. Окна домиков, где проживают глу¬хие согласные, почти всегда наглухо закры¬ты ставнями. А в сторонке расположился домик с капризными согласными — шипящими. На его дверях дети прочитали такие слова:
Знаем твердо: жи и ши
2.2 Выявление эффективности применения наглядных средств в начальной школе на уроках русского языка
Основная задача обучения родному языку в начальных классах – научить школьников оперировать полученными знаниями в процессе речевого общения, научить учащихся мыслить. Учитывая возраст младших школьников, следует привлекать к работе различные средства наглядности и рационально использовать их. Кроме того, работу по приведенным ниже урокам нужно проводить не только на уроках русского языка, но и на уроках чтения.
Заключение
Наглядность есть такой целенаправленный и специально организованный показ учебного материала, который подсказывает учащимся законы изучаемого явления, в данном случае позволяет творчески открыть эти законы или убедиться в их достоверности.
Наглядности в обучении присущи следующие характеристики:
она служит исходным моментом, источником и основой приобретения знаний;
является средством обучения, обеспечивающим оптимальное усвоение учебного материала и его закрепление в памяти;
образует фундамент развития творческого воображения и мышления;
является критерием достоверности приобретаемых знаний;
оказывается приемом развития памяти путем ее опоры на различные органы ощущений и впечатлительность;
соответствует склонности учащихся мыслить формами, красками, звуками, ощущениями вообще;
обеспечивает обратную связь чувственно-наглядного впечатления, образа памяти и образа творческого воображения;
мышечно-двигательная наглядность осуществляется в виде двигательных формул, содержащих зрительные, двигательные и слуховые элементы.
При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:
применяемая наглядности должна соответствовать возрасту учащихся;
наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;
наблюдение должно быть организованно таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
Цель курсовой работы, раскрыть возможности наиболее эффективного использования наглядности на уроках русского языка была полностью реализована. В курсовой работе теория была подкреплена на практике, и доказано, что наглядность на уроках способствует:
прочному усвоению знаний, формированию знаний, умений и навыков;
развитию творческой активности младших школьников;
обогащению абстрактного мышления школьников.
В данной курсовой работе изучены психолого-педагогическая литература, определена роль наглядности в процессе обучения, дано научное обоснование наглядности, указана ее роль на уроке. Выполнен сравнительный анализ результатов работы с применением наглядности и без нее.
Список использованной литературы:
1. Артемов В.А. Психология наглядности при обучении. – М.: Просвещение, 1998. - с.74
2. Баранов С.П. Принципы обучения. – М., 2001. - с. 93
3. Баранов С.П. Чувственный опыт ребенка в начальном обучении. – М., 2001, - с. 12.
4. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. – М., 1964, - с. 275.
5. Гондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2001. – с. 87.
6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1999, с. 323.
7. Дидактические принципы // Пед. энциклопедия: В 4-х, т. I. – М., 2004. - с.165
8. Дименштейн Л.И. Филателия в помощь учению // Начальная школа. – 2003. – № 6. – с. 48
9. Елухина Н.В. Устное обучение на уроке, средства и приемы его организации. – М.: Веконт, 1994.
10. Загвязинский В.И. О современной трактовке дидактических принципов // Совецкая педагогика. – 2000. - № 10- с.7
11. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М., 2003. - с. 301
12. Закон Республики Казахстан от 4 июля 2006 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1999 г., № 13, ст. 429; № 23, ст. 927; 2001 г., № 13-14, ст. 173; № 24, ст. 338; 2004 г., № 18, ст. 111; № 23, ст. 142; 2006 г., № 1, ст. 5; № 3, ст. 22).
13. Занков Л.З. Дидактика и жизнь. – М., 2000. - с.295
14. Зельманова Л.М. Наглядности в преподавании русского языка: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2000. – с. 159.
15. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. – М., 2000. - с.69
16. Караева С.А. Использование карточек с картинками на уроках русского языка: наглядный материал. // Н.Ш. – 2003. - № 8 – с. 46.
17. Кирюхина О. Использование на уроках русского языка пословицы и поговорки.// Н.Ш. – 2001. - № 9. – с. 50
18. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения./ Я.А. Коменский. В 2-х т. – М., 2000, т. 1., - с. 384.
19. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения: - в нн: Избранные психологические произведения. / А.Н. Леонтьев. – М., - 2001. – т. 1. – с. 360.
20. Лернер И.Н. Процесс обучения и его закономерности. – М., 2000. - с.24
21. Мир детства: Младший школьник // Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Педагогика, 2000. - с.201
22. Наймушина Л.Н. Кроссворды на уроке русского языка. // Н.Ш. – 1997. - № 5. – с. 36.
23. Педагогика / Под ред. Пидкасистого, 2000 с. 172 – 184.
24. Петрова И.А. Использование игры в учебном процессе. // Начальная школа. – 2003. - № 3. – с. 23
25. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. – М., 2003.
26. Раченко И.П. НОТ учителя. – М., 1972. - с.197
27. Сидорова С.А. Игры и загадки на уроках русского языка. // Н.Ш. – 2004. - № 10. – с. 44.
28. Скульский Р.П. Учится быть учителем. – М., 2002. - с.37
29. Средства обучения и методика их использования в начальной школе: Кн. для учителя / Г.Ф. Суворова, Н.В. Владимирова, А.В. Поляков и др., Под ред. Г.Ф. Суворовой. – М.: Просвещение, 1990, - с. 120 – 128.
30. Тихомирова К.М. Методика работы над изложением по диафильму. // Начальная школа. – 2003. - № 6. – с. 19
31. Харламов И.В. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990, - с.147.
32. Шукаров О.Х творческий рост педагога. – М., 2001. - с. 179 – 193