Проблемы образования и воспитания в произведениях казахских жырау ХV-ХVII вв.
Содержание
1 Асан-Кайгы 3
2 Казтугана жырау Суюнуш-улы 5
3 Бухар-жырау Калкаман-улы 7
4 Актамберды-жырау Сары-улы и Шал (Тлеуке) Кулекеулы 9
5 Другие акыны 11
Литература 14
1 Асан-Кайгы
Идеи гуманизма, воспитания образованного и честного гражданина находят отражение в произведениях казахских жырау 15 -17 вв. Родоначальником казахской поэзии считается Хасан Сабит-улы, известный в народе под именем Асан-Кайгы (Асана Печального), который родился предположительно между 1361-1370 годами в Поволжье. Основное содержание произведений Асана определяется идеей единства всех тюркских родов, вошедших в состав казахского ханства. Мыслитель-жырау в своих размышлениях сочувствует тяжёлому положению своих сородичей. По его мнению, каждый должен обладать такими моральными качествами, как справедливость, скромность, честность, умеренность. Он считал, что счастье зависит от определенных благ, кие (добро) и кеср (зло) ходят всегда вместе.
3 Бухар-жырау Калкаман-улы
Видным деятелем духовной культуры казахского народа 18 века является Бухар-жырау Калкаман-улы (1693-1781 гг). Духовное наследие Бухар-жырау затрагивает почти все стороны социально-политической жизни казахского общества 18 столетия. Он был влиятельным лицом в ставке хана Аблая, одним из его советников и придворных. В своей долгой, почти столетней жизни Бухар-жырау пришлось быть свидетелем многих бедствий, которые терпел казахский народ в результате джунгарского нашествия, феодальной раздробленности и внутренних междуусобиц.
4 Актамберды-жырау Сары-улы и Шал (Тлеуке) Кулекеулы
Одним из видных представителей культурной жизни этого периода является Актамберды-жырау Сары-улы. (1675-1768 гг.). Поэт связал свою судьбу с борьбой народа против джунгар за независимость Родины. Участвуя во многих сражениях, своей отвагой, талантом военачальника, он завоевывает широкую известность в степи. В его творении отразились думы, мечты и стремление народа, жизнь и быт кочевых казахов-степняков. В толгау "Когда звонко ржут кони" он говорит, что казахи издревле славились гостеприимством и щедростью дастархана. Очень интересны мысли великого жырау, имеющие педагогическую основу. По его мнению, человек должен постоянно работать над своим совершенствованием, проявлять максимум усилий, чтобы развить свои духовные и физические возможности. Его стихи пронизаны идеей дружбы, согласия, мира.
5 Другие акыны
В истории казахской литературы, просвещения известны имена и многих других акынов, сказителей, в творчестве которых центральное место занимал человек, проблемы воспитания и развития личности, его совершенствования. Это Казтуган и Доспамбет жырау (15 век), Жиембет и Маркаска жырау (17 век), Умбетей жырау (18 век) Татикара и Жанак акыны (18 век) и многие другие. В своих произведениях они призывали казахский народ к единению, преодолению межродовой борьбы, воспитанию у детей и молодёжи патриотизма, мужества, трудолюбия, духовно-нравственных, эстетических и физических качеств.
Литература
Основная:
1.Антология педагогической мысли Казахстана / Сост. К. Б. Жарикбаев, С.К. Калиев . – Алматы, 1995.
2.Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби./А.Кубесов.-Алма-Ата: "Мектеп",1989.
3.История философской и общественной мысли Казахстана.- Алматы, 1997.
Дополнительная:
14. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963
17. Болеев Т.К., Мамашев А. Великие мыслители Востока о воспитании - Жамбыл, 1993
25 Антология педагогической мысли Казахстана /Сост. К.Б.Жарикбаев, С.К.Калиев.- Алматы: Рауан,1995.-512 с.
26 История Казахстана с древнейших времен до наших дней. – в 5т. Алматы,1997.-т.3.-238с.
30.Кубесов А. Педагогическое наследие Аль-Фараби./А.Кубесов.-Алма-Ата: "Мектеп",1989.
31.Возвращение учителя. О жизни и творчестве Аль-Фараби.- Алма-Ата. Жазушы, 1975.-35 с.
32. История философской и общественной мысли Казахстана.- Алматы, 1997.
33. Баласугунский Ю. Благодатное знание. / Ю. Баласугунский. – Алма -Ата: Наука,1970.-90с.